Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе.
Математическое развитие ребёнка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Обучение через игру способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности на учебную. Игра, увлекающая детей, не перегружает их ни умственно, ни физически. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Игры с «Логическими блоками», которые разработал венгерский педагог Золтан Дьенеш, доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение.
Работа в кружке позволяет приобщать ребёнка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Освоение содержания программы способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности.
Занятия рассчитаны на два года обучения, проводились 2 раза в неделю (8 занятий в месяц) в течение учебного года.
По итогам работы кружка "Познавай- ка" в 2023- 2024 учебном году мы получили следующие результаты.
Первый год обучения:
знают:
- цифры от 1 до 5;
- названия времён года, месяцев, дней недели, частей суток;
- понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;
умеют:
- соотносить цифры с количеством предметов;
- различать количественный и порядковый счёт;
- находить заданную фигуру среди множества фигур;
- видеть в предметах знакомые геометрические фигуры;
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов, объединять их по этому признаку;
- правильно использовать сравнительные степени прилагательных «большой», «маленький», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по: величине, высоте, длине, ширине, толщине;
- ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение предмета относительно себя;
- различать правую, левую руку;
владеют:
- способами построения алгоритмов из рядов геометрических фигур;
- навыками решения простейших арифметических задач;
- навыками решения задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез, на установление закономерности.
Второй год обучения:
знают:
- цифры от 1 до 10,
- математические знаки +,-,=,<, >;
- основные геометрические фигуры;
- времена года, месяцы, дни недели;
- разновидности линий (прямые, кривые, ломанные) и их изображение;
умеют:
- составлять числа из двух меньших;
- соотносить число, цифру, количество предметов;
- решать арифметические задачи и записывать их с помощью цифр и знаков;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез;
- видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов;
- писать цифры (в клетку), рисовать все геометрические фигуры;
- располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине;
- делить предмет на 2, 4 и более частей;
- располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке;
- называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
- словесно определять положение предмета по отношению к себе, по отношению к другому лицу;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетрадке в клетку;
- соединять точки отрезками для получения различных геометрических фигур;
- давать сравнительную характеристику геометрическим фигурам;
владеют:
- навыками порядкового и количественного счёта;
- способами построения геометрических фигур;
- способами решения логических и арифметических задач.
Таким образом, занятия кружка успешно решили поставленные задачи. В результате работы учащиеся:
- умеют слушать и слышать педагога;
- имеют навыки счета;
- сформировано положительное отношение к математике.
Отличные результаты подчеркивают успех работы кружка в развитии математического обучения.
Мы в соцсетях: